Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников и школьников начальной ступени образования абстрактного мышления, которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Одним из условий эффективности профилактических мероприятий аварийности является учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей и подростков в дорожной среде.
Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребенка характерны своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.
Психофизиологические особенности поведения на дороге ребенка дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. У дошкольников восприятие непосредственно, внимание непроизвольно. Дети способны воспринимать окружающие предметы, которые находятся только вблизи, поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку.
Серьезные изменения в развитии ребенка происходят в 6-7-летнем возрасте, который считается кризисным не только потому, что он идет в школу. В организме ребенка в это время происходят кардинальные изменения в физическом и психическом развитии. В связи с повышенным фоном эмоционального восприятия внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм можно привлечь, сделав их яркими, способными оживить образное мышление. Кроме того, 7-летние дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету (к 12 годам эта чувствительность снижается со 100% до 55%). В дальнейшем улучшается так называемая различительная чувствительность к оттенкам цветов, что обусловлено подключением ряда психических функций к анализу цветных ощущений.
В связи с развитием способности к самоорганизации, способности действовать произвольно, решать интеллектуальные задачи, с формированием логического мышления и восприимчивости к слову становится возможным обучение правилам дорожного движения (ПДД), внушение безопасных способов поведения на дороге. Но, к сожалению, внимание дошкольника неустойчиво - он легко отвлекается, так как многие функции его организма находятся на стадии становления. В ответ на звуковой или световой сигнал дети реагируют медленно, так как процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно, чем у старших детей (например, младших школьников). Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следовательно, выбор оптимального направления движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль, его движения становятся импульсивными.
В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:
- неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);
- расторможенность и отсутствие координации движений, например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов;
- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;
- неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков;
- неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения;
- маленький объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди), затем количество воспринимаемых и запоминаемых элементов возрастает (у подростка — пять-шесть элементов, у взрослого - семь-восемь), поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);
- трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов);
- преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными. Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные автомобили, остановиться, даже если водитель видит его;
- маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте б лет — около 110 см), что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой — делая его незаметным для водителя.
Важно! Безопасность дошкольников во многом зависит от окружающих взрослых (родителей, педагогов), что снижает уровень осознанности детьми собственных действий, обеспечивающих безопасность в окружающем мире.
Чему учить, что развивать:
- боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях, слухового и зрительного восприятия дорожной среды;
- умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;
- умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая, легковая и т.д.);
- развивать наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их объем;
- глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т.д.;
- чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха.
Помните! В связи с легким забыванием инструкций, поверхностным восприятием требований Правил дорожного движения необходимо использовать большое количество практических занятий и постоянно напоминать о необходимости быть осторожным.
Важно! Не перегружать непонятной терминологией по правилам безопасного поведения. Также надо помнить, что на детей дошкольного возраста большое влияние оказывает пример родителей, взрослых и всех «значимых других людей».
Пешеходы: чем ярче - тем безопасней
Памятка школьнику по дорожной безопасности
Правила дорожного движения в осенний период
5 факторов, отвлекающих внимание пешехода
Как правильно передвигаться, используя средства индивидуальной мобильности
Дорожные ловушки
Как закрепить знания по БДД
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста
В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается восприятие, память и мышление; возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; формируется самосознание и правосознание и др. Поэтому является очевидным использование социальными институтами (семьей, образовательными организациями, подразделениями по пропаганде безопасности дорожного движения, общественными объединениями и пр.) возрастной и индивидуальной психологии детей в правовом воспитании иобучении основам безопасного поведения, а также пропаганде безопасности дорожного движения.
Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность, спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения других участников дорожного движения обусловливают резкие изменения в поведении ребенка которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.
Во внеучебное время игра (как ведущий вид деятельности дошкольного возраста) продолжает доставлять удовольствие ребенку и младшего школьного возраста. Игры вблизи дороги и вызываемые игрой эмоции интереса, удовольствия, а также недостаточно развитое чувство опасности, соревновательность и увлеченность игрой могут привести к ДТП.
В быстро изменяющихся дорожных ситуациях возникающее у детей свойство «суженного сознания» за счет глубоко переживаемых ярких эмоций (испуга, страха, боязни), а, значит, расширения эмоциональной сферы, снижает мыслительные способности. Дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление. Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет. Следствием чего является непрогнозированность их поведения в условиях дорожного движения.
Период младшего школьного возраста — это время формирования внимания, поэтому свойства внимания (объем, переключаемость, распределяемость, устойчивость), произвольность и осмысленность восприятия отличаются несовершенством. У таких детей может иметь место отставание в развитии произвольного внимания, организованности. Одной из причин может быть несформированность соответствующих этому возрасту нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. Поэтому ребенку данного возраста трудно одновременно удерживать в сознании, выполнять и контролировать действия, необходимые ему как участнику дорожного движения: замечать транспортные средства и участников дорожного движения (тем более, когда их скапливается много на дороге), воспринимать и осмысливать дорожные знаки, светофоры и пр. Только целенаправленное обучение детей действиям, которые необходимы им как участникам дорожного движения, будут способствовать формированию осознанности деятельности как пешехода и пассажира, контроля и самоконтроля этой деятельности, а значит и обеспечению безопасности дорожного движения.
При утомлении функциональное состояние многих систем организма снижается. После занятий в школе младшие школьники проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части улицы чем до уроков. За время пребывания в школе у них появляются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается рассеянность, отвлекаемость внимания, в том числе в условиях дорожного движения. Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные занятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими движениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют импульсивный, непроизвольный характер.
Как показывают исследования отечественных психологов, дети младшего школьного возраста отличаются доконвенциональным уровнем моральной регуляции поведения. Другими словами, дети ориентируются на мнение единственного взрослого человека, родителя или учителя, как абсолютное и авторитетное. То, что задается детям взрослыми в качестве эталонов, норм и правил поведения, принимается безусловно и становится главным критерием нравственной оценки своего собственного и чужого поведения. Если в ближайшем окружении ребенка находятся взрослые, которые нарушают правила дорожного движения, то велика вероятность подобных нарушений и у ребенка.
Чему учить, что развивать:
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко - далеко, ближе - дальше, рядом, около и пр.);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»);
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать, сравнивать, группировать транспортные средства по видам (наземный, подземный, водный, воздушный) и принадлежности («общественный» и «личный»).
- характеризовать и объяснять значение слов «опасность», «опасный», «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный»;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения (от дома до школы, библиотеки, кино театра, магазина и др.) по рисункам и личным наблюдениям;
- развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДД), познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- уметь моделировать пути безопасного поведения (соразмерять скорость движущегося автомобиля
с тем расстоянием, на котором он находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя и др.); - вырабатывать навыки контроля и самооценки поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения;
-приобретать навыки и положительные привычки безопасного поведения на дорогах.
Важно! Для школьников этого возраста создать эмоциональную мотивационную направленность на соблюдение ПДД с тем, чтобы они испытали эмоциональную потребность в правильном поведении, сделали эту потребность достоянием собственного сознания.
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей подросткового возраста
Ученые-специалисты в области возрастной психологии часто характеризуют подростковый период как кризисный, подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Для подросткового возраста характерен период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием гормональная буря. Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Гетерохронность (неоднородность) развития наиболее характерна для подросткового возраста. Профессор Б.Г. Ананьев в своих работах отмечал: «... наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает...». Гетерохронность в развитии познавательных процессов и личности в значительной степени отражается на специфике осознании содеянного поступка, в частности, в условиях дорожного движения. Характерные для подростков ограниченность их жизненного опыта, знаний и представлений, недостаточная сформированность адаптивных поведенческих навыков и координации движений, неразвитость бокового зрения снижают безопасность поведения на дороге.
Незрелость нервной системы подростка внешне может проявляться в виде несдержанности и импульсивности, «вспышках» раздражительности, быстрой сменой настроения, склонностью к аффектам, что в свою очередь оказывает существенное влияние на его поведение на дороге. Эта возрастная особенность подростков в быстро меняющихся условиях дорожного движения может стать фактором, снижающим личную безопасность и безопасность других участников дорожного движения. Экстремальность дорожного движения усиливает эмоциональные реакции подростка и тем самым приводит к снижению адекватности оценки складывающейся на дороге обстановки, и как следствие, разумности поведения подростков. Неслучайно подростки (как и дети) характеризуются на дороге непредсказуемостью, неустойчивостью поведения, что может привести к ДТП.
Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится интимно-личностное общение со сверстниками. В возрастной психологии были изучены мотивы общения подростков со сверстниками: а) желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; б) мотив занять определенное место в коллективе сверстников; в) стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Общение как вид деятельности и относительно самостоятельная область жизни способствует сознательному экспериментированию подростков с собственными отношениями с другими людьми, поиску друзей, выяснению межличностных отношений, смене компаний и пр. Данная особенность возраста имеет отношение к безопасности дорожного движения. Не осознавая опасности на дороге, компания подростков-пешеходов, пересекающая проезжую часть, продолжает общаться во время движения. Непосредственный разговор между собой (или опосредованно с кем-либо по телефону) становится отвлекающим фактором во время пересечения проезжей части, а значит, может привести к дорожно-транспортному происшествию и дорожно-транспортному травматизму. Подчеркнем при этом, что разговор в компании подростков, как правило, отличается эмоциональностью, импульсивностью, что в свою очередь становится дополнительным фактором риска, оказывающим дезорганизующее влияние на адекватность поведения в условиях быстро меняющейся дорожной обстановки.
Липецкая Госавтоинспекция обращается к родителям подростков
С наступление тепла на дорогах появляется двухколесный транспорт, и не всегда водители управляют им, соблюдая требования Правил дорожного движения. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние скутеристы и мотоциклисты. Незнание или пренебрежение Правилами дорожного движения приводит к печальным последствиям.
Так, 18 мая в Липецке на улице Баумана 14-летний подросток за рулем мотоцикла пострадал в столкновении с иномаркой. Помимо отсутствия водительского удостоверения, он управлял транспортом без мотошлема и индивидуальных средств защиты. Ребенок госпитализирован с серьезными травмами, на восстановление потребуются месяцы. А его родителей привлекут к административной ответственности.
Несколькими днями ранее в Лебедянском районе в ДТП пострадали 16-летний водитель мопеда без водительского удостоверения и мотошлема две его 15-летние пассажирки.
Водители двухколесной мототехники – одна из наиболее уязвимых категорий участников дорожного движения, поэтому они, так же, как и все остальные, обязаны неукоснительно соблюдать все требования безопасности – обязательно должен быть включен свет фар, движение возможно только по правой полосе, и с использованием средства личной безопасности – мотошлема. Несовершеннолетние водители мототранспорта могут управлять скутерами и мопедами согласно требованиям Правил дорожного движения исключительно с 16 лет только при наличии водительского удостоверения.
Госавтоинспекция обращается к родителям подростков с просьбой помнить, что, разрешая ребёнку сесть за руль мототехники, доставив ему минутное удовольствие, можно обречь его на получение тяжелых травм и увечий вплоть до летального исхода.
При выявлении фактов нарушения Правил дорожного движения несовершеннолетними водителями мопедов и скутеров, в известность в обязательном порядке автоинспекторы ставят подразделения участковых уполномоченных полиции и инспекции по делам несовершеннолетних. Родителей малолетних нарушителей привлекают к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию. Помимо этого, за передачу родителями мототранспорта несовершеннолетним, не имеющим водительского удостоверения, предусмотрен штраф в размере 30 тысяч рублей.
Госавтоинспекция напоминает о том, что скутером разрешается управлять согласно требованиям Правил дорожного движения исключительно с 16 лет только при наличии водительского удостоверения категории «М», которое можно получить после окончания обучения в автошколах области. Обучающий курс длится около полутора месяцев. Управление двухколесным транспортом без соответствующего водительского удостоверения влечет за собой постановку его на штрафную стоянку, а его водителю грозит штраф в размере до 15 тысяч рублей.
Также водители мототранспорта должны соблюдать все требования безопасности – обязательно должен быть включен свет фар, движение возможно только по правой полосе, и с использованием средства личной безопасности – мотошлема.
Для водителей скутеров и мопедов в КоАП РФ за нарушение ПДД так же, как и для остальных участников дорожного движения, предусмотрена административная ответственность. Так, за езду без мотошлема нарушителю грозит штраф в размере 1000 рублей. Если водитель скутера или мопеда управляет транспортным средством в состоянии опьянения, то ему грозит лишение прав и штраф в размере 30 тысяч рублей. Если по вине скутериста из-за нарушения ПДД произойдет ДТП с причинением легкого вреда для пострадавшего, то ему грозит штраф в размере до пяти тысяч рублей или лишение водительского удостоверения на срок до полутора лет. При нанесении водителем мототранспорта пострадавшему среднего вреда здоровью, ему придется заплатить штраф до 10 тысяч рублей либо лишиться прав на срок до двух лет. Если же вред здоровью будет тяжелым, или пострадавший погибнет, то за это предусмотрена уже уголовная ответственность.
УГИБДД УМВД России по Липецкой области