18 марта 2019 года на базе МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области в рамках программы региональной инновационной площадки на практико-ориентированном семинаре были рассмотрены вопросы реализации компетентностно-деятельностного подхода в гуманитарном образовании школьников в условиях ФГОС.
В работе семинара принимали участие 44 педагога: директора, их заместители, учителя русского языка и литературы, истории и обществознания из 8 муниципалитетов области (Тербунского, Долгоруковского, Елецкого, Измалковского, Чаплыгинского, Добринского, Хлевенского районов, г. Липецка), представители исполнительной власти Тербунского района. Заместитель начальника отдела образования Т.Н. Бородкина отметила инновационный характер работы школы с. Вторые Тербуны, высокий профессионализм педагогов, готовность делиться накопленным опытом. Директор школы, Заслуженный учитель РФ, А.И. Понарьин обратил внимание участников семинара-практикума не только на богатую историю и традиции школы, но и на стремление коллектива к развитию.
На открытых уроках учителя продемонстрировали коллегам свой инновационный опыт, реализацию педагогических идей, применение различных приёмов, методов обучения в рамках компетентностно-деятельностного подхода. Урок истории в 8 классе по теме «Внутренняя политика Екатерины II» дан учителем истории и обществознания Болговой Натальей Михайловной. Урок литературы в 6 классе по теме «Русские поэты 20 века. Н.М.Рубцов» в режиме трансляции с применением дистанционных технологий провела учитель русского языка и литературы Гулевская Ольга Михайловна.
На семинаре были актуализированы ключевые проблемы современного образования. Вопрос компетентностно-деятельностного подхода как основы профессиональной самоактуализации педагога изложила Углова Наталья Вячеславовна, кандидат филологических наук, заведующая кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО». О проблеме формирования предметных компетенций учащихся в аспекте изменений в итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы рассказала Наумова Ирина Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУДПО ЛО «ИРО».
Педагоги МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны презентовали опыт работы по формированию и развитию ключевых компетенций школьников в режиме видеотрансляции. О.М. Гулевская рассмотрела возможности использования приёмов и способов формирования опыта творческой деятельности школьников на уроках русского языка и литературы. Л.С. Тезиева, её коллега из филиала школы в с. Казинка, представила свой опыт формирования у учащихся умений и навыков исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Формы и способы организации внеурочной деятельности как механизм развития творческой активности обучающихся при реализации компетентностно-деятельностного подхода прокомментировала заместитель директора по воспитательной работе О.В. Маслова. Практическим воплощением методической работы коллектива школы стало выступление учащихся 10 класса, представивших театрализованную постановку по мотивам поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», художественное исполнение ученицей 9 класса Ю. Белоколодских (призёром районного этапа Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика») рассказа А.П. Чехова «Неудача».
Проведение рефлексии педагогов, их анкетирование в завершении семинара стало показателем результативной совместной работы: на лучах коллективного солнца все участники мероприятия выразили свои эмоции от состоявшегося методического практикума и обозначили пути дальнейшего профессионального взаимодействия. Семинар показал положительный опыт работы педагогического и ученического коллектива школы по реализации программы инновационной деятельности.
Ольга Гулевская,
заместитель директора МБОУ СОШ с.Вторые Тербуны
|