Мир, в котором мы живем, стремительно меняется. Наши дети растут, формируются в новом информационном мире, в котором количество знаний стремительно увеличивается. В системе образования были проведены изменения: были введены федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. В связи с чем, начиная с 2011 года, первоклассники во всех школах России обучаются в соответствии с новым образовательным стандартом. Таким образом, в 2016 году начальную школу закончат выпускники, которые обучались в соответствии с ФГОС НОО с 1 класса. Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 классов в соответствии с требованиями ФГОС в виде Всероссийских проверочных работ (ВПР) в форме мониторинга – проект, реализуемый Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
В декабре 2015г. ВПР были проведены в режиме апробации по русскому языку и математике. Подведению итогов декабрьских работ и подготовке к выполнению ВПР в мае 2016 года был посвящен семинар «Системный анализ результатов Всероссийских проверочных работ в 4-х классах», проведенный 1 марта на базе МБОУ СОШ с. Тербуны.
На семинаре специалист отдела образования Красненкова З.Н. выступила с подведением итогов апробации ВПР, которая проходила в три этапа: 1 декабря четвероклассники выполняли первую часть по русскому языку; 3 декабря – вторую часть по русскому языку; 8 декабря – писали работу по математике. Зоя Николаевна отметила, что цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Назначение ВПР – оценить уровень подготовки школьников в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями.
Ключевыми особенностями ВПР в начальной школе являются: соответствие ФГОС; соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов; учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества; отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так и с точки зрения продолжения образования; использование ряда заданий из открытого банка Национальных исследований качества образования (НИКО); использование только заданий открытого типа.
Данные работы не являются государственной итоговой аттестацией обучающихся 4-х классов. В рамках ВПР осуществляется проверка умения применять полученные знания в повседневной жизни, в нестандартных ситуациях.
Зоя Николаевна обратила внимание присутствующих на проблемные вопросы, над которыми учителям предстоит работать не только в течение этого учебного года, но и в ходе работы в дальнейшем. В целом по итогам апробации проверочных работ можно сделать вывод, что большинство четвероклассников успешно осваивают программу начального общего образования в соответствии с ФГОС.
Заместитель директора МБОУ СОШ с. Тербуны Емельянова О.А. подвела итоги выполнения ВПР учащимися своей школы. Из 106 обучающихся 4-х классов выполняли работы 104. Качество знаний по русскому языку составило 73%, по математике – 64%. Данные показатели несколько превышают показатели по району, но есть результаты, над которыми надо поработать. Ольга Алексеевна сделала акцент на том, что важно соблюдать инструкции по организации и проведению ВПР.
Учителя МБОУ СОШ с. Тербуны поделились опытом своей работы. С выступлением «Наиболее типичные ошибки по математике и система работы по ликвидации пробелов» выступила учитель Мишина А.Н., которая продемонстрировала задания и приемы работы по развитию логического мышления обучающихся. Учитель Ковынева Т.В. рассказала о наиболее типичных ошибках по русскому языку и системе работы по ликвидации пробелов. Участники семинара обменялись опытом работы по подготовке к ВПР.
В мае 2016 года обучающиеся 4-х классов примут участие в мониторинге качества образования по учебным предметам «русский язык», «математика» и «окружающий мир» в форме проверочных работ. Учителям было рекомендовано использовать результаты пробных Всероссийских проверочных работ для совершенствования преподавания учебных предметов в школах, для создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
|